Baer (Борис Яворский) (etherealstation) wrote,
Baer (Борис Яворский)
etherealstation

Categories:

К вопросу о происхождении Змея-Горыныча

Змей огнедышащий

Происхождение и связанное с ним смысловое наполнение имени «Горыныч» издавна волнует почитателей русского эпоса. Версий сложено множество; навскидку можно привести пять наиболее распространённых.

Лингвистически убедительно, но совершенно ничего не объясняет сведение слова «Горыныч» к отчеству от имени Горыня; вероятно, речь о том самом Горыне, который в одной группировке с Усыней и Дубыней.

Второе и третье объяснения пытаются выявить смысловые связи слова «Горыныч», возводя его к слову «гора» (якобы, житель пещер под горами) или «гореть» (факт огнеметания Змея общепринят). Однако данные версии лингвистически несостоятельны и, вероятно, являются «народной этимологией», ибо в случае горы возникло бы слово «Горич» (Змей-Горец – это звучит неожиданно актуально, да), а что же до пламенной сущности, то, согласно принципам русского языка притяжательные прилагательные, от каковых произошли отчества, от глаголов почему-то не образовывались; формирование могло идти только через существительное с субстантивирующим суффиксом «-ун-», и тогда Змей стал бы Горунычем. Более вероятно поэтому связывать Горыныча с горением не напрямую, а через слово "горн" (др.-русск. "гърнъ"), тем более что в просторечии это слово принимает форму "горон" с нечётким вторым "о". Таким образом, "Горыныча" можно рассматривать как "сына горна", что, возможно, намекает на искусственное, "кузнечное" происхождение Змея и роднит его с големами.

Интересной версией является рассмотрение Змея как представителя «горнего», то есть высшего, небесного мира. Кроме лингвистической сомнительности против этой версии говорит принятая ныне историками схема языческого миропонимания дохристианской Руси: Змеи (ящеры) там однозначно присутствовали, но занимали диаметрально противоположное место, «цокольный этаж» Космоса, лишь изредка показываясь на поверхность.

Наконец, существует красивая гипотеза о связи данного имени с рекой Горынь, притоком Припяти, а несуществующих Сорочинских гор, в которых обитает Змей – с расположенной рядом деревней Сорочень.

Изучение быта древних народов позволяет нам высказать новую версию происхождения имени «Горыныч». В современной текинской (туркменской) кухне имеется блюдо, особенности приготовления которого позволяет предположить происхождение его в эпоху кочевых сармато-аланских племен – самую раннюю стадию этногенеза этой народности. Блюдо готовилось следующим образом: промытый желудок барана или козла натирался жгучим перцем и солью и набивался кусочками мяса и сала, натёртыми той же смесью, после чего попеременно сушился в горячем песке и вялился на воздухе; в результате получался продукт, напоминающий знакомую нам бастурму, но значительно богаче сдобренный острой приправой. Название данного блюда – «гарын», что на местном наречии значит «желудочное». Можно предположить, что наши далёкие предки, общаясь с кочевниками-сарматами, угостились этим лакомством – после чего ассоциация с огнедышащими чудовищами становится совершенно оправданной, а кочевые любители перчёного мясца, по аналогии с современными нам «лягушатниками» и «макаронниками», получили прозвище «горынычей».


Картинка позаимствована на сайте «Весела хата»

Tags: Забавно, Мысля, Текст, Язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments