?

Log in

No account? Create an account

Назад | Вперед

О жертвах пропаганды

Андрей Саенко - Шприц

Постиндустриальная эпоха формирует новые подходы к пониманию сущности «среднего класса» и новые способы его анализа. Энтони Гидденс выделил «новый средний класс» по «ресурсному» принципу, разделив предпринимателей старого образца и высокооплачиваемых наёмных работников; это, безусловно, верный подход для социолога и экономиста. Для культурологического понимания больший интерес представляет несколько иной ракурс.

Массовое общество постиндустриальной эпохи с его стремлением к предельно распределённому производству и успехами в сфере информационных технологий, стремясь расширить границы и численность «среднего класса», вместе с тем всё более дистанцирует представителя «новейшего среднего класса» от конечных результатов собственного труда. Непосредственные результаты деятельности, сколь бы успешной финансово она ни была, оказываются чересчур абстрактными, чтобы стать смыслами.

Этот дефицит смысла деятельности, усугубляя присущие массовому обществу кризисы уникальности и сопричастности индивида, вызванные девальвацией традиционных ценностей, приводит представителя «новейшего среднего класса» к экзистенциальному коллапсу, принуждая к поиску внешних смыслов его существования. Проблема при этом ощущается тем более остро, чем менее актуальны вопросы выживания, парадоксально ухудшая самооценку индивида по мере роста его благосостояния.

Этот проблема какое-то время может успешно купироваться культом потребления, попытками самореализации в экстравагантных хобби и «современном искусстве», непрерывным самопозиционированием относительно предоставляемых медиасферой информационных поводов и прочими экзистенциальными костылями массового общества. Но все подобные решения неубедительны и неполны; дефицит смысла становится уязвимостью индивида и делает его лёгкой добычей для пропагандиста, продающего оптом весь пакет необходимого для счастья – Великую цель, Благородных соратников и Ужасного врага.

Индивид, заполнивший подобным способом «экзистенциальную пустоту», приходит в состояние эйфории; в дальнейшем, для поддержания этого состояния, приходится постоянно «повышать контрастность» внедрённой биполярной картины мира, подобно тому, как наркоман вынужден постепенно повышать дозу. Практическим следствием этого оказывается радикализм, готовность к участию в общественных беспорядках, склонность к агрессии и насилию над «расчеловеченными» оппонентами.

Соответственно, экзистенциальный кризис при разрушении этого комплекса представлений для индивида не менее опасен, чем абстинентный синдром для наркомана. Отсюда становится понятной и очевидной неэффективность традиционной контрпропаганды, с её опровержениями фальшивок и разъяснениями существующего положения дел: она обращается к когнитивным функциям, тогда как пропаганда паразитирует на экзистенциальной сфере, используя интеллект индивида лишь для рационализации уже внедрённых идей и защиты их от реального мира. По мере накопления расхождений между внедрённой картиной мира и фактами реального мира индивид вынужден жертвовать реальностью ради спасения своего «я» от фатального кризиса; практически это выливается в разновидность деятельного эскапизма, который ныне принято именовать «упоротостью». Следует предполагать, однако, что этот эскапизм не спасает от кризиса, лишь отдаляя, но, вероятно, усугубляя его.

Описанное понимание механизмов взаимодействия индивида и пропаганды в массовом обществе позволяет сформулировать ряд тезисов.

1. В условиях постиндустриального массового общества «средний класс» постепенно теряет традиционно присущий ему консерватизм и стремление к «социальной устойчивости».

2. Пропагандистские идеи для индивида массового общества являются аддиктом и, паразитируя на экзистенциальной сфере, вызывают зависимость сродни наркотической.

3. Такие особенности индивида, как интеллект, образование и эрудиция, вопреки распространённому заблуждению, не являются факторами сопротивляемости пропаганде, а, напротив, способствуют укоренению и рационализации внушённых идей.

4. При столкновении с реальностью, опровергающей внедрённую пропагандой картину мира, индивид оказывается перед выбором между личностным кризисом и эскапизмом.


Картинка: «Шприц», художник Андрей Саенко.


fb

Comments

( 21 ворчание — Поворчать )
grey_one
26 май, 2016 13:46 (UTC)
Это собственное впечатление или есть какая-то статистика/результаты исследований?
etherealstation
26 май, 2016 22:32 (UTC)
Сугубо впечатления от личных наблюдений.
grey_one
27 май, 2016 05:15 (UTC)
Общаясь в кругу знакомых и друзей (везде ВО, хорошие работы, спокойная жизнь и т.п.) где-то к концу 2014 года я пришёл к выводу, что просто напросто зажрались. Иначе я не могу объяснить, как начальник отдела с женой СУБД-шницей в банковской сфере имея две квартиры, две машины, два отпуска взаграницу в год идёт яростно поддерживать вот это вот всё.
Если "зажрались" и "экзистенциальный кризис" можно приравнять, то я с вами согласен. Выборка небольшая, человек 8.
dzhelsomino
27 май, 2016 06:29 (UTC)
Я когда-то придумал для себя другую формулировку "о.уевшие от комфорта".
Например, в ИТ сфере - 95% людей таковы. Причём независимо от возраста.
В общем, типичное "небыдло" в лурковской формулировке.
cae32
27 май, 2016 07:46 (UTC)
Это про IT в России или на Украине? В России в IT велик процент наёмного персонала с белой зарплатой. В отличие от Украины, где единый, как я понимаю. Это снижает поддержку идей, так как часто начальство может просто указать на дверь и будешь озабочен не темой "как обустроить страну", а поисками работы.
dzhelsomino
27 май, 2016 09:10 (UTC)
На Украине.
Да, все сидят как ФЛП на едином налоге.
cae32
27 май, 2016 09:29 (UTC)
"Отлично". С большого фактического ФОТ мизерный налог. Ну ладно, фрилансеры, там хотя бы контрагенты меняются. И оборот у них мизерный, они внизу рынка, дешевле взять немного, чем бегать за каждым, в России тоже есть патенты и прочее для этого. Но когда у средних и крупняков так делают - это караул для бюджета, кмк.
Для информации: в России с приходящей суммы (если на основном налогообложении быть, а крупняк по-другому не сможет), если хочешь всю её раздать работникам - грубо 50% в одни налоги уходит. Серости в крупном IT мало, приход налички мизерный, обналичка вся под контролем.
freedom_of_sea
26 май, 2016 14:24 (UTC)
доктор, мы умрем?
etherealstation
26 май, 2016 22:32 (UTC)
Жизнь отвратительна, но, к счастью, очень коротка.
cae32
26 май, 2016 15:26 (UTC)
Мне кажется, что это развитие рекламных технологий. В массовом обществе нужны массовые продажи массового продукта, иначе производителю не выжить. Нишевые продукты не позволяют вести research. Поэтому без реклмаы - никак. Вначале она примитивна, потом доводится как самостоятельный потребляемый производителем продукт до зеркального блеска.
Вполне логично, что от технологии продвижения продукта (самый лучший порошок, самый лучший телефон и самая правильная борьба с кариесом) до технологии продвижения нужных идей - один шаг.
etherealstation
26 май, 2016 22:48 (UTC)
Люди создают технологии, технологии меняют людей )
zhouck
26 май, 2016 16:06 (UTC)

Лівацька риторика

semi_zvetik
26 май, 2016 19:16 (UTC)
Вы так говорите, как будто это что-то плохое ))
etherealstation
26 май, 2016 22:46 (UTC)
Есть такая степень "правости", при которой всё - левое :)

Edited at 2016-05-26 22:47 (UTC)
totaltelecom
10 июн, 2016 06:49 (UTC)
Гадаю, Донцов чи Сциборський, якби жили зараз, писали б подібні речі. Власне, вони і були ліваками :-)
semi_zvetik
26 май, 2016 19:26 (UTC)
Честно говоря, оснований для выводов за номером 1 и 2 в тексте не вижу. Как впрочем и для остальных номеров. Просто с номером 3 и 4 согласна исходя из собственных знаний, опыта и книжек по политической психологии. А вот номер 1 сильно смущает вместе со всяческими экзистенциальными пустотами и прочим кризисом смысла.
(Анонимно)
27 май, 2016 12:57 (UTC)
Про пакет необходимого для счастья - хорошо!
"Сытые бунты" имени АБС "ГО"?
" всё более дистанцирует представителя «новейшего среднего класса» от конечных результатов собственного труда. Непосредственные результаты деятельности, сколь бы успешной финансово она ни была, оказываются чересчур абстрактными, чтобы стать смыслами." - вот это кстати можно иллюстрировать всяческими "творческими людьми" и прочей богемой. Они ещё и осложнены (если настоящие творческие) изрядной долей шизоидности и потому малокритичны к идеям.
ryabowden
27 май, 2016 17:44 (UTC)
Интересный текст. Мне только кажется, что описанному Вами кризису подвержен не только средний класс. А "Великая цель, Благородные соратники и Ужасный враг" -- до ужаса старая фабула.
А идея "расконсервации" среднего класса -- очень любопытна.
etherealstation
28 май, 2016 06:19 (UTC)
Безусловно, Вы правы, экзистенциальный кризис - внеклассовое явление, и способ эксплуатирования его путём скармливания индивиду нужной сектантской картины мира - не новый и очевидный ход.
zveriozha
6 июл, 2016 07:40 (UTC)
Как мы знаем из игр, интеллект - это одно, а magic resistance - совсем другое. Впрочем, низкий интеллект тоже совсем не страхует от пропаганды. Разве что человек полный дебил.

( 21 ворчание — Поворчать )